27 августа 2018
В российской практике здравоохранения применяются различные виды технического обслуживания медицинской техники, необходимые для поддержания эксплуатационных характеристик медтехники на заданном уровне. Все эти мероприятия направлены на исключение поломок, повышение безопасности пациентов и врачей, а также на продление срока эксплуатации оборудования.
Подходы к классификации технического обслуживания
Все работы по проведению сервисного обслуживания изделий медицинского назначения можно классифицировать по следующим критериям:
- По периодичности выделяют разовые и цикличные работы. Разовые проводятся при определенных обстоятельствах (например, при вводе в эксплуатацию или при консервации техники при переезде медицинского учреждения в другое помещение). Цикличные должны проводиться с заданной периодичностью, чаще всего интервал устанавливается в месяцах (ежемесячное, квартальное, ежегодное обслуживание и т.п.). Однако в некоторых случаях периодичность намного выше, к примеру стоматологические установки нуждаются в экспресс-обслуживании, выполняемом самим персоналом, после каждого приема пациента.
- По этапу жизненного цикла оборудования: манипуляции при вводе в эксплуатацию, регулярные сервисные мероприятия, капитальный ремонт и восстановление (реабилитация). Отдельно следует отметить, что из-за высокой стоимости медицинских агрегатов особое внимание следует уделить возможностям восстановления (модернизации, реконструкции, капитального ремонта).
- По критерию плановости. Выделяют плановые, текущие и аварийные работы. Плановые выполняются с определенной периодичностью или планируются заранее, при наличии неких проблем. Текущие предполагают устранение различных мелких неполадок и поломок по мере их возникновения. Аварийные работы требуются в случае существенных сбоев в функционировании техники, из-за которых эксплуатация становится невозможной.
- По цели проводимых работ выделяют профилактическое обслуживание, корректирующие ремонтные операции, а также модернизацию и усовершенствование. В данном случае цель профилактики – поддержание стабильных показателей функционирования, корректирующие работы необходимы наличии отклонений функциональных показателей, а модернизация нужна при внедрении новых модулей и элементов.
- По характеру взаимодействия с техникой различают диагностические работы (цель которых – контроль технических параметров, проверка состояния и выявление возможных неисправностей), техническое обслуживание и ремонтные работы.
- Наконец, по методу проведения ремонта классифицируют манипуляции, которые возможно выполнить на площадке заказчика и манипуляции, а также действия, требующие доставку оборудования на площадку сервисной организации для последующего ремонта.
Общие требования к проводимому техническому обслуживанию
Какой бы тип обслуживания не применялся относительно тех или иных видов техники, сервисные организации должны соблюдать ряд требований:
- Соответствие требованиям по квалификации. В нормативных актах РФ, а также технической документации установлены определенные требования по квалификации к специалистам, выполняющим работы и организациям, предоставляющим данные услуги.
- Правильное оформление документации. Для каждого вида техники имеются свои требования и установленный порядок проведения сервисных мероприятий, поэтому мастер должен заносить все выполненные работы в журнал и проводить прочие необходимые документальные оформления.
- Сервис должен предоставляться в полном объеме, со строгим соблюдением технических требований, рекомендаций производителя и прочих параметров.
Соблюдение этих трех основных принципов позволяет сделать обслуживание медтехники безопасным и эффективным.
Виды технического обслуживания медицинской техники
Рекомендации по техническому обслуживанию медицинской техники
Лицензия на техническое обслуживание медицинской техники
Контроль параметров
Журнал технического обслуживания медицинской техники